Общественный контроль госзакупок способствует повышению их экономической эффективности

Общественный контроль государственного заказа получил законодательное закрепление в рамках новой контрактной системы, которая с начала 2014 года пришла на смену Федеральному закону 94-ФЗ. Национальная ассоциация институтов закупок уже на протяжении двух лет осуществляет мониторинг сверхдорогих госзакупок.Представляем итоги мониторинга госзаказов на сумму свыше 1 млрд. рублей, размещенных на Общероссийском официальном сайте РФ (zakupki.gov.ru) в 2013 году.

За прошлый год эксперты НАИЗ проанализировали 233 закупки на общую сумму более 574 млрд. рублей.

По сравнению с 2012 годом заказчики стали готовить документацию качественнее и избегать прямых нарушений законодательства. Эти изменения связаны, в том числе и с повышением активности общественного контроля госзакупок.

Для сравнения: за последний квартал 2012 года вопросы экспертов вызвал 71% проанализированных процедур (80 из 112), в то время как в 2013 году признаки ограничения конкуренции обнаружены уже в 38% случаев (88 из 233 процедур).

Несмотря на позитивные изменения, сферу госзакупок по-прежнему сложно назвать конкурентной.

Популярные способы ограничения конкуренции

Самым популярным способом ограничения конкуренции в 2013 году стало размещение не всех необходимых документов, что мешает потенциальному поставщику получить полное представление о закупке.

Полный пакет документов заказчики не разместили в 27% всех проанализированных закупок. При этом большинство заказчиков после высказанных замечаний либо добавили недостающую документацию, либо отменили закупку, и разместили ее заново со всеми необходимыми документами.

Однако не все заказчики настроены столь позитивно. Например, в заказе на модернизацию комплекса зданий НИИ нейрохирургии им. акад. Н.Н. Бурденко РАМН (заказчик — Федеральное государственное бюджетное учреждение «Дирекция единого заказчика по строительству, капитальному и текущему ремонту объектов РАМН» Российской академии медицинских наук) не хватало обоснования начальной (максимальной) цены контракта, что являлось нарушением Федерального закона № 94-ФЗ. При этом цена контракта составляла более 3,6 млрд руб. После публикации замечания к документации заказчик отказался от размещения процедуры. Заказ был размещен повторно, но уже с другой ценой – 3,9 млрд рублей. В итоге закупка отменена после того, как внимание к ней привлек проект ОНФ «За честные закупки!» и появился инициированный НАИЗ депутатский запрос в Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России.

Второй популярный способ ограничения конкуренции – установка сжатых сроков поставки продукции.

Здесь наиболее яркий пример: закупки Минздрава России. В 2012 году ведомство проводило ряд сверхдорогих закупок медикаментов, в которых были указаны сжатые сроки поставки (менее месяца) в 95 мест по всей территории страны. При нарушении сроков поставки были предусмотрены значительные штрафы для поставщика в размере 10% от стоимости недопоставленного товара.

В 2013 году Минздрав России продолжил аналогичную практику сверхдорогих закупок со сжатыми сроками поставки на всю территорию России. По мнению экспертов НАИЗ, для того, чтобы выполнить данный контракт, исполнитель должен заранее иметь необходимое количество только что изготовленных медикаментов, т.к. дополнительно установлены требования по сроку годности продукции. Представители Минздрава в ходе общественного обсуждения на официальном сайте объяснили свою позицию тем, что уже проводили в 2012 году аналогичные процедуры, поставка по которым была осуществлена в указанные сроки.

Экономическая эффективность общественного контроля

Важной проблемой остаются закупки у единственного поставщика. Согласно данным Счетной Палаты РФ, более 70% крупных контрактов (свыше 1 млрд рублей) заключаются с единственным поставщиком. Качественная общественная экспертиза позволяет увеличить долю конкурентных закупок и их экономическую эффективность.

Самый значительный пример: заказ на выполнение строительно-монтажных работ по больничному комплексу в Ямало-Ненецком автономном округе. Заказчик — Департамент государственного заказа ЯНАО — из технического задания представил только ТЗ на подключение видеонаблюдения за ходом строительства объекта. После замечаний экспертов НАИЗ и публикации недостающих документов был проведен аукцион, в котором приняли участие две компании. При начальной (максимальной) цене контракта 3,7 млрд руб. победитель аукциона опустился до 2,7 млрд. Экономия составила 925 миллионов рублей или 25% от начальной цены.

Схожая ситуация произошла с закупками Департамента города Москвы по конкурентной политике услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами и крупногабаритным мусором. После того как заказчик привел документацию в соответствие с законодательством, экономия от процедур составила 5,2 млрд рублей или 11%.

Комментарий генерального директора НАИЗ Сергея Габестро:
«Мониторинг сверхдорогих контрактов НАИЗ проводит с начала 2012 года. За это время наши эксперты проанализировали более 500 госзакупок. В результате мы видим, что благодаря вниманию общественности ситуация постепенно улучшается. В этом году большие надежды мы возлагаем на новую контрактную систему, которая призвана обеспечить комплексный подход к регулированию сферы закупок, ее открытость и прозрачность, повысить профессионализм заказчиков и эффективность отрасли в целом. Наша ассоциация последовательно поддерживала переход от 94-ФЗ к контрактной системе, в рамках которой общественный контроль получил законодательное закрепление».

***

Дополнительная информация:

Иван Карачев, PR-менеджер НАИЗ

e-mail: pr@naiz.org, тел. 8 (495) 514 02 05

Похожие записи

Добавить комментарий