Медиация как один из способов разрешения конфликтов между кредитором и заемщиком

29.2.2016 9:21

В настоящее время в российском обществе в силу ряда причин все больше поднимается вопрос о конфликтах между кредиторами и заемщиками. На волне всеобщего недовольства действиями непрофессиональных коллекторов, на первый план может выйти альтернативный способ разрешения конфликтных ситуаций – медиация.

Редакция NewsPeredsudom на эту тему провела беседу с заслуженным юристом Республики Башкортостан, профессиональным медиатором, Тимершиным Халилем Аскатовичем.

Халиль Аскатович, скажите, пожалуйста, какова роль сообщества медиаторов при работе с Микрофинансовыми организациями и кредитными кооперативами на данном этапе? Какие перспективы у медиаторов есть в этом направлении в будущем?

— Правовой и социокультурный институт медиации в России еще молодой, хотя юристам, конфликтологам, переговорщикам, медиативная процедура как альтернативный способ урегулирования и разрешения споров известна давно. Между тем, к медиации и простые граждане и организации интерес постепенно проявляют, более того, сегодня наблюдается тенденция его усиления.

Правда, продвижение в обществе медиативной услуги идет не так быстро, как нам хотелось бы. Это, несмотря на то, за последние годы наработана определенная медиативная практика, в том числе и в финансовой сфере.

Одним словом, сегодня еще продолжается непростой процесс адаптации и внедрения медиативных технологий в правовую систему страны. Актуальной остается также проблема выстраивания взаимодействия медиатора с другими субъектами правозащитной деятельности, в частности, с судами, финансовыми омбудсменами.

Не секрет, что с поставщиками финансовых услугу заемщиков складываются непростые отношения, суть последних народ красноречиво выразил так: «Берешь чужие, а отдаешь- свои!», а «свое», как известно, отчуждается с трудом. Кроме того, следует иметь в виду и невысокий уровень финансовой грамотности населения, низкие доходы у большинства населения и другие обстоятельства. 

Сейчас на рынке кредитных операций не редки случаи перепродажи МФО долгов организациям, которые специализируются на взыскании задолженности. При этом взыскиваются как долги, так и неподъемные проценты. Как Председатель комиссии по взаимодействию с финансовым сектором Гильдии медиаторов РБ, можете сказать, какова роль медиативных технологий в данной сфере?

— Сегодня заемные отношения, к сожалению, часто «дорастают» до конфликтных и даже криминальных. А это уже проблемное поле, где действуют порой недобросовестные игроки, в том числе и доселе неизвестные. Долговая практика последних лет изобилует, к великому сожалению, примерами агрессивной работы некоторых участников рынка финансовых услуг и их партнеров (прежде всего это — микрофинансовые организации и коллекторские агентства). Непрофессиональное поведение последних, вызывает у населения негативное отношение к ним и рынку в целом.

Халиль Аскатович, расскажите, пожалуйста, насколько часто к Вам обращаются за помощью по вопросам урегулирования споров физических лиц с финансовыми и кредитными организациями? Удается ли урегулировать подобные споры на взаимно приемлемых для каждой стороны условиях?

— Интересно отметить, что по спорным вопросам к нам обращаются не только граждане-заемщики (сберегатели, пайщики), но и банки, кредитные кооперативы. Так, в прошлом году в Гильдию медиаторов обратился кредитный кооператив с предложением взаимного сотрудничества, в дальнейшем стороны подписали договор, предусмотрев в нем соответствующие полномочия и обязательства по продвижению института медиации. По предложению Гильдии Кооператив включил в тексты договоров с пайщиками медиативную оговорку, в последующем на основании этого и обращений самих пайщиков наши медиаторы провели более 20 процедур медиации.

Мой опыт также показывает, что медиативный способ урегулирования спора в этой сфере дает больше шансов для сохранения и продолжения цивилизованных финансовых отношений между конфликтантами. Порой достаточно одной предварительной беседы с участием медиатора, чтобы стороны адекватно восприняли свои и чужие позиции и интересы в спорной ситуации, и пришли к взаимоприемлемому решению. Однако нередки случаи, когда и многоразовые медиативные встречи не приводят к мирному исходу, поскольку одна из сторон решительно настроилась на судебное разбирательство, и хочет всеми правдами и неправдами пройти свой путь «до победного конца». В ответ на наши вопросы медиант обычно говорит: «Останусь без штанов, но зато с исполнительным листом». Правда, он и не подозревает, что исполнение судебного решения всегда было проблематичным.

Наша небольшая практика показывает, что к медиаторам чаще обращаются банковские заемщики, причем тогда, когда их спор с кредитным учреждением грозит перейти в судебную плоскость. Случаи обращения клиентов микрофинансовых организаций к уфимским медиаторам мне неизвестны.

Между тем, как известно, количество конфликтов граждан с финансовыми организациями и коллекторскими агентствами растет, что дает косвенно предполагать, что их споры могут стать предметом и медиативной процедуры.

Так что, в настоящее время потребители и поставщики финансовых услуг имеют дополнительную возможность цивилизованно урегулировать взаимные споры посредством процедуры медиации, с участием профессиональных медиаторов нашей Гильдии.

Изложенное дает мне уверенность полагать, что у сообщества медиаторов республики есть хорошие шансы быть востребованными в нише финансовых споров.

Павел Крайнов

Похожие записи

Добавить комментарий