Ассоциация корпоративного коллекторства фиксирует усугубление нарушения баланса интересов в тексте законопроекта «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов» ко второму чтению

20.6.2016 11:44

20 июня 2016 года в рамках онлайн-совещания членов Ассоциации корпоративного коллекторства был обсужден текст законопроекта «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов», принятого Госдумой во втором чтении 17 июня 2016 г. Особо отмечено, что данный законопроект резко затрудняет развитие коммунального коллекторства (работы с долгами в сфере ЖКХ), а также может использовать VIP-должниками для ухода от ответственности по долгам, связанным с предпринимательской деятельностью.

Прежде всего, участники обсуждения отметили, по-прежнему, чрезмерно широкую сферу действия закона. Казуистические исключения (сфера ЖКХ и т.д.) не учитывают интересы, например, телекоммуникационных компаний, для которых взыскание долгов станет теперь намного более дорогостоящим, т.к. законопроект ограничивает количество звонков должнику, в том числе, автоматических, которые используются для мотивации к погашению долгов за связь. Также не учтены интересы лизинговых компаний, которые были представлены в обращении, подготовленном Комитетом по безопасности лизинговой деятельности НП Лизинговый союз под руководством Дениса Игнатова (Объединенная коллекторско-факторинговая компания). Дело в том, что при взыскании лизинговых долгов нередко актуально взаимодействие с физическими лицами-поручителями, а они, как и другие VIP-должники, теперь смогут пользоваться повышенной защитой, которая предназначалась, прежде всего, для должников микрокредитных организаций и банков.

В законопроекте остались популистскими ограничениями (два звонка должнику в день, возможность запрета дистанционного и личного общения и т.д.), которые будут вызывать множество споров. К примеру, не понятно, что такое «телефонные переговоры», количество которых ограничено законопроектом. Это – любой звонок? Звонок, когда был идентифицирован должник? Содержательный разговор с должником? Интересы крупных коллекторских агентств отчасти защищены тем, что исключение из специального реестра, который вводится законом, возможно при обнаружении «однократного грубого нарушения требований настоящего Федерального закона, повлекшее причинение вреда жизни, здоровью или имуществу должника или иных лиц» (п. 4, ч. 1, ст. 16 законопроекта Матвиенко / Нарышкина), а такие ситуации практически невозможны в рамках soft-collection, т.е. дистанционного общения с должниками, телефонных переговоров.

Президент Ассоциации корпоративного коллекторства Дмитрий Жданухин отмечает, что окончательное принятие законопроекта «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату долгов» практически никак не скажется на использовании методик корпоративного коллекторства. Дело в том, что эта разновидность коллекторской деятельности, кроме акцента на работе с долгами организаций, предполагает письменное общение с должниками и иными лицами, связанными с долговой проблемой. Часто используются элементы медиации, которая, кстати, не упоминается в обсуждаемом законопроекте, хотя может более активно применяться для решения долговых проблем.

Похожие записи

Добавить комментарий