Кто заинтересован в банкротстве «Амур-Порта»?

Месяц назад, 23 сентября 2016 г., решением Арбитражного суда Хабаровского края по делу № А73-15765/2012 ОАО «Амур-Порт» – оператор крупнейшего на Дальнем Востоке грузового речного порта признан несостоятельным (банкротом). Процесс банкротства сопровождается множеством странностей, возможно, связанных с крупным российским холдингом – Полиметалл.

Свою версию о причинах банкротства предприятия выдвинула управляющий ГК «Гордейчик и партнеры», к.ю.н. Алёна Гордейчик:

В процессах о несостоятельности, пожалуй, как нигде проявляется принцип Римского права: «Ищи кому выгодно».

Для ответа на этот вопрос необходимо вспомнить начало 90-х годов и то, как происходила приватизация портов. В соответствии с принятым тогда механизмом, причалы и иные гидротехнические сооружения оставались в федеральной собственности. Элементы портовой инфраструктуры (здания управлений, склады, ремонтные мастерские, нефтеналивные терминалы и т.д.) поступали во владение акционерных обществ. Именно по такой схеме было создано ОАО «Амур-Порт».

Чтобы предотвратить парадоксальные ситуации, когда подкрановые пути находятся у государства, а стоящие на них портовые краны – у коммерческих организаций, в законе предусмотрены специальные положения. В соответствии со ст. 53 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации в случае, если частные объекты недвижимости речного порта неразрывно связаны с государственными гидротехническими сооружениями, коммерческие организации вправе получить федеральные причалы в долгосрочную аренду напрямую, минуя проведение открытого конкурса. Решение о наличии такой связи принимается руководителем специального федерального агентства (Росморречфлот) в форме заключения.

Именно нерешенность вопросов организации работы грузового порта г. Комсомольска-на-Амуре долгие годы препятствует нормальной работе ОАО «Амур-Порт». С другой стороны, ФБУ «Администрация Амурводпуть», в чьем ведении находится причал, тоже не может его эксплуатировать самостоятельно.

Огромный шаг на пути преодоления этой раздробленности был сделан 12 октября 2015 г., когда Арбитражным судом Хабаровского края по делу № А73-17139/2014 было признано недействительным решение Росморречфлот об отказе в выдаче заключения о наличии неразрывной связи объектов федерального недвижимого имущества и объектов, принадлежащих на праве собственности ОАО «Амур-Порт».

По идее, ко времени признания общества банкротом менеджерам компании оставалось только дооформить документы и добиться реального исполнения решения суда. Но, как недавно выяснилось, еще 11 сентября 2015 г. и.о. руководителя Росморречфлота Сергей Горелик, который в настоящее время находится под судом по обвинению в хищении, уже выдал заключение о наличии такой связи некоему ООО «Полиметалл-ДВ».

Поводом для такого решения чиновника послужила государственная регистрация за ООО «Полиметалл-ДВ» 22 апреля 2015 г. права собственности на расположенный у причала склад штучных грузов, ранее похищенный, по мнению некоторых кредиторов, у ОАО «Амур-Порт». При этом на момент выдачи заключения в производстве Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края уже находилось дело № 2-1427/2015, решением по которому, вынесенным 23 октября 2015 г., зарегистрированное право собственности ООО «Полиметалл-ДВ» признано отсутствующим, а склад возвращен законному владельцу.

Иными словами, в настоящее время можно говорить о выявлении попытки недобросовестного получения в пользование объектов федеральной портовой инфраструктуры, успех которой зависит от сохранения инициаторами контроля за ОАО «Амур-Порт», предпочтительно его полной ликвидации.

 

Даже если оперировать открытыми источниками информации, наиболее вероятным представляется вывод о том, что таким оригинальным способом контроль над причалом грузового речного порта г. Комсомольска-на-Амуре, минуя предусмотренные законом конкурентные процедуры, пытается получить добывающая группа «Полиметалл», заинтересованная в организации там центра по перевалке сыпучих грузов.

Ведь не о тезке же группы с приставкой «ДВ», организованной бывшим высокопоставленным работником холдинга Вячеславом Рехиным, говорил региональным СМИ губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, заявляя о том, что на порт нашелся инвестор.  

Есть и другие совпадения. Например, бизнес известного комсомольского предпринимателя Петра Мигалчана, фактически контролирующего большинство конкурсных кредиторов ОАО «Амур-Порт», тесно связан с организацией грузовых перевозок для нужд «Полиметалла».

В этой связи остается надеяться, что назначенная конкурсным управляющим ОАО «Амур-Порт» Татьяна Семёнова проявит в этом вопросе принципиальность и добьется восстановления прав общества, 25,1% акций которого также принадлежит Российской Федерации. 

Похожие записи

Добавить комментарий